«Кинопредставление для детей и взрослых»

Наталья СТЕРКИНА

В этом году одному из самых любимых уже несколькими поколениями детей и взрослых фильмов — бурлескному «Айболиту-66» Ролана Быкова исполнилось 50 лет. Фильм растаскан на цитаты, а киноведы до сих пор посвящают ему исследования. А как «Айболит-66» воспринимался в советские годы критиками и зрителями?

 
Сразу по выходе фильма «Айболит—66» (режиссер Р. Быков, операторы Г. Цекавый и В. Якушев, композитор Б. Чайковский ) в прессе началось оживленное обсуждение. В те годы существовали киноклубы, молодёжные дискуссионные клубы, о фильмах горячо спорили. Так, например, горьковская газета «Ленинская смена» (25.2.67 г.) напечатала такой отзыв одного из читателей: «На мой взгляд, “Айболит-66” отличный фильм. Его форма прекрасна, воспринимается, как ярчайшая симфония красок, музыки, веселья. До сих пор я ничего подобного не видел. Может быть, есть что-то похожее за границей в области формы, но в нашей отечественной кинематографии такого еще не бывало и воспринимается необыкновенно свежо. Современно и содержание фильма. Образ Айболита, на мой взгляд, содержит определенные черты героя нашего времени. Айболит — Ефремов — это Дон-Кихот сегодняшнего дня. Но фильм вызвал у меня и ряд возражений. Самое главное относится к трактовке проблемы зла. В “Айболите-66” зло гаденькое, смешное, жалкое, нестрашное. А в жизни мы знаем, какая это страшная сила, как оно умеет маскироваться, сражаться и защищаться? Надо ли изображать зло в таком облегченном варианте?»

Среди многочисленных заметок, рецензий того времени встретилось и упоминание предполагаемых предшественников «Айболита» — это чехословацкие фильмы «Старики на уборке хмеля» и «Вот придет кот», сходство здесь обнаруживается в эксцентрике, разработке комических ситуаций.

Но в картине Быкова есть комики и трагики. Режиссёра не раз спрашивали, какую смысловую нагрузку они несут?

«До сих пор язык условности не удавался в кино. В кино все безусловно — настоящее море, настоящие обезьяны, это воспринималось естественно; необходимо было создать единицу условности. Показ съемочного павильона, комики и трагики помогли мне в этом. Я учусь у Вахтангова и его « Принцессы Турандот». Вводя комиков и трагиков, я стремился приоткрыть для зрителя дверь в мир создания произведения искусства».

Газета «Социалистическая Якутия» (1967) опубликовала заметку, где отмечалось сходство с Мейерхольдом. Автор выделял Дирижера в театральной маске (Илья Рутберг). И что не менее интересно, здесь подмечено сходство с «Иркутской историей» (пьеса А. Арбузова) — там тоже присутствует хор.

Фильм стал «вызовом традиционной киносказке, ее лубочной павильонной природе», — писала в 1987 году критик А. Тимофеева. Получился новый, по-хорошему воинственный, с разрушением стереотипов философский фильм. «Цирк и театр вторглись в условность киноэкрана. Ирония — в сказку, социальная притча — в детский фильм. Это смешная, дерзкая, умная, остроумная картина».

В 90-е газета «Культура» свои страницы посвятила «Айболиту-66»: критики говорили, что фильм «походил на совместную постановку Феллини и Гайдая», отмечали удивительный симбиоз театра и кинематографа, выделяли работу О. Ефремова, «печального мима Л. Енгибарова», «актрисы- травести с возможностями феллиниевской клоунессы Лидии Князевой», «комического простака Ф. Мкрчяна». Отмечалась актуальность для новой эпохи песенки «Это даже хорошо, что пока нам плохо». «А фильма для детей, — писала «Культура», — который стал бы и фильмом для взрослых, мы до сих пор не сняли».

Все рецензенты отмечали, что главное в фильме — это тема Добра и Зла. Но как она разрабатывается?

Корней Чуковский написал «Айболита» в 1929 году, его не раз ставили в театре, была в 1930-е и кинопостановка режиссёра Владимира Немоляева с Максимом Штраухом в главной роли. Но фильм Ролана Быкова, демонстрируя символы Добра (Айболит) и Зла (Бармалей) в чистом виде, не допуская «ни одной фальшивой ноты» (Лидия Князева) показывает то, чего «в жизни не бывает» («Учительская газета»). Но бывает в сказке. И с этого начинают свою историю Автор («… у автора должно быть лицо») и две куклы: грустная и веселая, два клоуна Рыжий и Белый…

«Во всем фильме, — писал один из рецензентов, — в его цвете, в музыке живут, переливаются, волнуют два противоположных жизненных начала — печальная раздумчивость и ликующая безмятежность. Два разбойника — мрачный (Ф. Мкртчян) — как черный филин, другой жизнелюбивый (А. Смирнов )». И во главе стоит Бармалей. Ну да, он пакостник, циник, который считает, что добро всегда остается в дураках. «Бармалей — мещанин, не верящий в силу дружбы, бескорыстие» («Работница», 1967). Но он и «в диктаторы лезет»! Дай ему волю «он всех сделает счастливыми».

Вот Айболиту и приходится иногда стукнуть по пустой башке Бармалея, ему ведь, к великому сожалению, иногда даже и с друзьями приходится быть строгим. Как ни печально, добро должно быть с кулаками. Но Айболит «знает, что такое жизнь… что жить на свете стоит».

Критик В. Градский на страницах «Учительской газеты» писал: «Олег Ефремов играет его очень мудрым, очень добрым и очень красивым человеком. Если хотите, внешне этот Айболит похож на… К. Станиславского. Высокий, стройный, седой, с гордой головой, умным лицом, молодыми требовательными и сосредоточенными глазами». В фильме «честность, принципиальность, душевность подчеркнуты сильнее, чем в сказке». Градский справедливо критикует тех, кто «делает из Айболита революционера». «Айболит неисправимо добр. Цель — делать добро. А бороться со злом — печальная необходимость».

В фильме, по мнению внимательных зрителей присутствует «тройка добра и тройка зла». Зрители полюбили фильм, поняли его глубину и современность: «В Айболите-66» приметы 66 года не только в том, что акула — это катер на подводных крыльях, к которому прицепились несущиеся на водных крыльях разбойники. Не только в том, что используется вариэкран, позволяющий менять объем и фактуру кадра. А в удивительно современной философии. Две половины лица — бледная, скорбная, веселая, румяная. Две куклы — поникшая, грустная; бодрая, смешливая. Так и в жизни — скорбь соседствует с радостью, цветение с увяданием».

50 лет прошло, а всё в мире так же. Светлая память создателям этого удивительного, доброго фильма!

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*