Молодые американцы и публичные библиотеки

Кэтрин ЗИКУР, Ли РЭЙНИ

Фото: Rosalie Abbott

Отношения молодых людей к библиотекам представляют собой сложную и подчас противоречивую картину, так как они меняются по мере прохождения разных жизненных этапов. Посмотрим на примере социологического исследования американских коллег, как взаимодействует с библиотеками молодёжь США, как оценивает роль библиотек в своей жизни и в жизни общества.

 

Молодые американцы в возрасте от 16 до 29 лет — наиболее интересный объект для исследования из-за их разнообразного расово-этнического состава, привычки пользоваться современными технологиями, низкой вовлечённости в такие институты, как политические партии и религиозные объединения, а также из-за социальных установок, отличающихся от установок старшего поколения.

Можно выделить три разных поколения, каждое из которых отличается своими собственными читательскими привычками, моделями использования библиотек и отношением к ним: старшеклассники (16—17 лет); условная группа «студенты» (18—24), хотя многие из них в буквальном смысле таковыми не являются; в третью группу можно выделить молодых людей от 25 до 29 лет.

Технологии составляют значительную часть жизни нынешней молодежи. Подавляющее большинство людей моложе 30 пользуются интернетом и социальными сетями. По меньшей мере у 80% есть смартфон, а у многих — планшет и электронный ридер. Несмотря на активное использование технологий, более половины американцев до 30 лет уверены: не всякую нужную информацию можно найти в интернете. Интересно, что люди более старшего возраста думают несколько иначе. Вместе с тем «миллениумы» убеждены: люди, не имеющие доступа в интернет, находятся в невыгодном положении, так как оказываются в состоянии информационной ограниченности. В одном респонденты разных возрастных групп единодушны: интернет упростил процесс поиска информации, а многие даже утверждают, что за время пользования сетями, научились довольно легко отличать достоверную информацию от «вброса».

Современная американская молодёжь читает больше и чаще, чем люди старшего возраста (соотношение, примерно, 90% к 80%), причем читаются книги независимо от формата издания и на различных носителях. Так, 40% респондентов от 18 до 29 лет в прошедшем году читали электронные книги.

Разумеется, молодёжь отличается от старших приоритетами в досуге и потреблением медиа-ресурсов. Респонденты до 30 лет чаще посещают спортивные мероприятия и концерты, ежедневно слушают музыку, радио или подкаст, общаются с семьёй и друзьями. Представители старшего поколения, в свою очередь, чаще посещают музеи и галереи, смотрят телепередачи или фильмы, читают новости.

Услугами библиотек «миллениумы» и люди старшего возраста пользуются примерно одинаково, но молодежь чаще обращается к библиотечным сайтам. Половина опрошенных в сентябре 2013 года молодых людей до 30 лет сообщили, что пользовались услугами библиотеки или библиобуса, обращались к библиотечным сайтам. Среди опрошенных старше 30 таковых оказалось менее 50%.

Однако, несмотря на активное пользование услугами библиотек, молодые американцы реже других возрастных групп соглашаются с аксиомой «Библиотеки необходимы!». Около 20% молодых респондентов уверены: закрытие библиотеки сильно повлияет на их жизнь и жизнь их семьи (среди старшего поколения эта цифра существенно выше — 32%); 50% полагает, что это сильно повлияет на жизнь их района (и опять же среди людей старшего поколение цифра выше).

Согласно результатам исследования 2013 года, посещаемость библиотек упала по сравнению с 2012 годом, зато увеличилась посещаемость библиотечных сайтов. Однако немногие заходят на библиотечный сайт, не посещая при этом библиотеку лично. Среди респондентов до 30 лет доля тех, кто лично посещал публичную библиотеку, за год уменьшилась на восемь процентов, а самое существенное снижение произошло в возрастной группе от 18 до 24 лет.

Процент пользователей библиотечного сайта в 2013 году увеличился почти в десять раз, особенно среди 16—17-летних подростков.

Молодёжь, как и другие возрастные категории, знает, где находится местная библиотека, но имеет довольно слабое представление о всём спектре услуг, ею предлагаемых: 36% молодых людей ничего или почти ничего не знают о библиотечных услугах (среди старшего поколения таковых на семь процентов меньше). В то же время большая часть молодых американцев говорит, что с лёгкостью ориентируется в местной библиотеке, а подавляющее большинство называет библиотеку приветливым и приятным местом.

Наше исследование показало, что люди, имеющие больше экономических, социальных, технологических и культурных ресурсов, выше ценят библиотеки и пользуются ими. Любопытно, что человек чаще обращается к библиотеке в поворотные моменты жизни, такие, как рождение ребёнка, поиск работы, обучение в университете и др., т.е. когда необходима информация.

Даже внутри группы моложе 30 лет разные возрастные категории демонстрируют разные привычки и разное отношение к библиотеке.

Подростки старшего возраста (16—17 лет) чаще читают художественную литературу, книги по школьной программе и чаще обращаются в библиотеку, чем респонденты других возрастов. Это единственная возрастная категория, представители которой не покупают, а берут на время большую часть книг и обращаются к библиотекарю за рекомендациями. В то же время подростки реже признаются, что высоко ценят библиотеку как личный и общественный ресурс.

Молодые люди студенческого возраста (18–24) реже пользуются публичными библиотеками, чем другие возрастные группы, и значительно реже сообщают, что недавно посещали библиотеку: в ноябре 2012 года 56% опрошенных от 18 до 24 лет ответили, что были в библиотеке за прошедший год, но в сентябре 2013-го на этот вопрос утвердительно ответили лишь 46%. Книги они чаще покупают, а предпочтение отдают новостным лентам. Молодые люди 25–29 лет тоже часто следят за новостями, но в этой возрастной группе довольно высокий процент посетителей библиотек, и они чаще, чем более молодые читатели, указывают на важность для них различных библиотечных услуг.

Что касается библиотечных технологий. Исследование выявило: читатели моложе 30 лет чаще пользуются библиотечными компьютерами и доступом в интернет, чем другие посетители, но реже говорят, что эти ресурсы очень важны для них и их семей (особенно это касается подростков 16–17 лет). Несмотря на это, молодёжь отдаёт библиотекам должное за освоение новых технологий. В то же время респонденты от 16 до 29 лет чаще, чем старшее поколение, признают несоответствие библиотек современным технологическим стандартам, хотя более половины молодых американцев всех возрастных групп не разделили технический скептицизм «младших товарищей».

Перевела с английского Ирина Соколова

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*