Библиотека для молодежи: загадка с простыми ответами

Ирина МИХНОВА

 

Идея специализированного библиотечного обслуживания молодежи существует в мире достаточно давно, молодежные пространства в публичных библиотеках (залы, зоны, центры, филиалы) и отдельные библиотеки есть во многих странах. Однако только в нашей стране уже ровно полвека существует государственная сеть библиотек для молодежи, сформирована система специализированного обслуживания этой социально-возрастной группы населения. Автор делает попытку разгадать загадку Российской государственной библиотеке для молодежи, с первого дня жизни обладающей «лица необщим выражением».

 
Итак, вернемся на 50 лет назад. 11 октября 1966 года в СССР появилась Государственная республиканская юношеская библиотека РСФСР. А вслед за ней в других советских республиках, краях и областях стали появляться аналогичные библиотеки. Инициатором создания «юношеской сети» и научно-методическим центром была ГРЮБ РСФСР имени 50-летия ВЛКСМ.

Вспомним конец 60-х годов. На дворе ещё «оттепель», в памяти свежи впечатления от Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, прошедшего в 1957 году в Москве… Но возвращались домой уставшие целинники, непросто шло освоение БАМА, комсомол терял свою популярность, стали отчетливо проявляться негативные тенденции в молодёжной среде — и, как сегодня вспоминают инициаторы создания ГРЮБ, требовалось предложить молодым некую позитивную альтернативу. И Министерство культуры РСФСР, ЦК ВЛКСМ и ЦК профсоюзов выдвигают и реализуют идею специализированной юношеской библиотеки.

Безусловно, базовыми для ГРЮБ были задачи и интересы государства. Поэтому «великие стройки» — всегда в центре внимания, на стенах библиотеки — стенды, плакаты, призывы, портреты советских вождей всех уровней, везде стояли большие и малые скульптуры классиков марксизма, писателей и читающих красногвардейцев, здесь принимали в пионеры, сюда в большом количестве приезжали из-за рубежа делегации рабочей молодёжи. В ГРЮБ были едва ли не единственные в стране Ленинский читальный зал и отдел по пропаганде марксистко-ленинского наследия, в 90-е годы переименованный в отдел политической культуры.

Однако у этой библиотеки изначально было свойство, отличающее её от всех других типов библиотек: её системообразующим фактором всегда был читатель (пользователь). Да, в советские десятилетия ГРЮБ находилась в напряженном поиске «своей» юношеской литературы, «своих» писателей, ведь не секрет — звучали обвинения из разряда: дескать, раз уж у библиотеки нет «своего» книжного фонда, то, возможно, это просто «колосс на глиняных ногах».

Между тем юношеская библиотека всегда выделялась в ряду других «лица необщим выраженьем», и проявлялось это в особых формах работы с читателями и услугах, ориентированных на эту социально-возрастную категорию. Что касается фонда, то речь здесь шла прежде всего о составе и содержании юношеского чтения, о ядре чтения, которое было во многом тождественно ядру универсального фонда юношеской библиотеки.

В планировании своих действий специалисты библиотеки шли от задач, связанных с формированием личности, социализации и профессионализации молодых людей. Именно потому система профориентационной работы зародилась в стенах ГРЮБ, равно как и экологическое просвещение, и поддержка научно-технического творчества молодёжи, и тесная связь с учебными заведениями и т.д. Показательна такая деталь: в разработанном ГРЮБ читательском формуляре содержалась анкета, где среди прочих были вопросы, связанные с личностными интересами человека. Именно на этом строилась индивидуальная работа.

Когда наступили 90-е годы и библиотеки стали примерять на себя рыночные роли, громко заговорили о приоритете потребностей и интересов читателей, специалисты ГРЮБ часто недоумевали: «Мы всегда их учитывали…». Тогда же стало понятно: юношеские библиотеки зависимы от своего целевого потребителя значительно больше, чем можно было предположить. Исчезли комсомол и ЦК ВЛКСМ. Государство было занято другими проблемами и фактически вывело молодёжь за пределы своего внимания, соответственно, организации (в частности, библиотеки), связанные с ней, тоже перестали пользоваться его поддержкой. Потому вплоть до 2006 года, когда появилась первая «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 г.», юношеские библиотеки, и наша в том числе, были в плачевном состоянии.

Когда в декабре того же года в РГЮБ пришла большая команда специалистов, уже имевшая опыт «кризисного менеджмента», перед ней стояла задача «вернуть к жизни» легендарную библиотеку, которая в 2008 году была переименована в Российскую государственную библиотеку для молодёжи.

В первые годы шла реконструкция и модернизация РГЮБ, заново формировался фонд, обучался старый и набирался новый персонал, вырабатывались подходы к библиотечному обслуживанию молодёжи. Были объединены абонемент и читальные залы, на их месте созданы отраслевые и специализированные залы, был ликвидирован справочно-библиографический отдел и библиографы выведены в залы обслуживания, отделы комплектования и обработки объединены в отдел фондов и каталогов, с нуля создавался электронный каталог, внедрялись RFID технологии и приспосабливались под задачи обслуживания мобильные устройства (ридеры, айпады), «оживлялась» ретротехника (кино-, диа-, слайд-проекторы, патефоны, бобинные и кассетные магнитофоны, первые ноутбуки). Пользователи Библиотеки для молодёжи — на сегодняшний день единственные в стране, кто имеет настоящий электронный читательский билет, которым они могут воспользоваться прямиком со своих мобильных телефонов.

Но главное, что коренным образом менялись состав и содержание печатного фонда. И если в 2006 году основными пользователями библиотеки были старшеклассники и рядом живущие пенсионеры, то постепенно их сменили студенты и работающая молодёжь. Максимально открытый доступ к фонду, выдача абсолютного большинства книг на дом, возможность работать с собственными печатными материалами, обеспечение быстрой процедуры приема-сдачи книг посредством станций книговозврата (включая уличную), видовое разнообразие носителей информации и многое другое сыграли существенную роль в увеличении числа посетителей до 600-800 и до 1000-1200 в период сессий.

Символами открытого и комфортного пространства стали свободный проход в библиотеку и удобный режим работы (с 11:00 до 22:00 в будни при 7-дневной рабочей неделе), выделенные деловые и досуговые зоны, стеклянные перегородки вместо стен, открытые, лишённые штор окна, не виданные до того времени в библиотеках пуфики, разбросанные по пространству библиотеки, подиум для чтения и работы со своими ноутбуками… Сейчас одномоментно в залах обслуживания читают книги, слушают аудиокниги и винил, смотрят видео, работают с интернет-ресурсами, играют в настольные игры, музицируют на электропианино до 150-160 человек, что составляет предельную степень наполняемости читательских зон.

Каждый год появлялись новые и видоизменялись существующие специализированные службы: зал редкой книги, центр комиксов и визуальной культуры, компьютерная библиотека, преобразованная в МедиаLAB (лабораторию медиатворчества), Музей электронной книги, информационная служба по проблемам молодёжи, психологическая служба и др. Появились кафе, книжная лавка «Ботаника», зал офисной полиграфии, фитнес-зал, детская комната… В конце 2015 года был открыт зал «Музыкальный подвал» с большим фондом винила, нот, литературы по музыке, со студией звукозаписи и звуконепроницаемыми комнатами для прослушивания пластинок и дисков и для музицирования.

На мероприятия, количество которых в год бывает до 900, приходит в среднем 20-30 человек. Практически все они проводятся в рамках клубов по интересам (их около 20). Подавляющее большинство клубов создано и функционирует за счёт инициативной молодёжи. Молодые профессионалы сами предлагают себя в качестве лекторов, преподавателей, сами придумывают программы занятий и собирают аудиторию.

Одновременно устанавливались связи с федеральными структурами, курирующими молодёжную политику. В отличие от ситуации десятилетней давности, сегодня их отношение к библиотекам кардинально изменилось. С Федеральным агентством по делам молодёжи заключено Соглашение о сотрудничестве, руководители и специалисты Росмолодёжи участвуют в проблемных «круглых столах» и семинарах, молодые библиотекари принимают участие в летних сменах всероссийских образовательных форумов.

Началась новая история в жизни этой самой крупной не только в стране, но и в мире специализированной библиотеки для молодёжи. И здесь уместно привести сформулированный молодыми сотрудниками РГБМ слоган: «Библиотека для молодёжи — библиотека возможностей». Он совершенно точно отражает идею, ради которой создавалась 50 лет назад эта славная библиотека, идею, которая всегда была базовой, системообразующей, наконец, идею, которая позволит всем библиотекам, работающим с молодёжью, ещё долго сохранять привлекательность и нужность своим пользователям.

(Данный материал является своего рода анонсом статьи Ирины Михновой «Библиотека для молодежи — библиотека возможностей», которая выйдет в сентябрьском номере журнала «Университетская книга» — в преддверии 50-летнего юбилея Российской государственной библиотеки для молодежи).

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*