Лучшие библиотечные программы для молодёжи с бюджетом до 100$

Ирина МИХНОВА

В 2015 году вышло практическое пособие «Лучшие библиотечные программы с низким бюджетом для молодёжи, подростков, детей» (СПб. : Профессия, 2015. 176 с. Серия «Азбука библиотечной профессии»; ред-сост. Дж. Лилиан; пер. с англ. М.В. Алексеевой; науч. ред. и предисл. И.Б. Михновой), подготовленное к изданию Российской государственной библиотекой для молодежи. Под одной обложкой составителю Дженин Лилиан, одному из ведущих специалистов американской Ассоциации библиотечного обслуживания молодёжи, удалось собрать обширный опыт американских библиотекарей по разработке и реализации программ, не требующих значительных затрат.

 

Летом 2013 года группа российских библиотекарей проходила стажировку в Центре Мортенсона (Урбана-Шампейн, штат Иллинойс, США) по программе «Особенности библиотечного обслуживания молодёжи». В чикагской штаб-квартире Американской библиотечной ассоциации (ALA) была организована встреча с исполнительным директором Ассоциации библиотечного обслуживания молодежи (YALSA) Бет Йок (Beth Yoke). Поскольку Российская государственная библиотека для молодёжи, инициатор и соорганизатор стажировки, является зарубежным членом YALSA, нам позволили отобрать методические материалы, которые мы посчитали важными для российских библиотекарей. В числе более десятка привезенных изданий была и книга «Cool teen programs: for under $ 100», составленная профессиональным библиотекарем, преподавателем и одним из руководителей YALSA Дженин Лиллиан (Jenine Lillian).

Чем эта книга привлекла наше внимание? Во-первых, тем, что она адресована ВСЕМ публичным и школьным библиотекам, работающим с молодёжью и подростками (а, по мнению наших американских коллег, ими должны заниматься именно ВСЕ библиотеки). Во-вторых, тем, что в книге приведены аргументы, обосновывающие базовую идею, равно важную для всех библиотекарей: «Молодёжь — это особая возрастная категория. Это уже не дети, но и еще не вполне взрослые. И к ним требуется особое внимание». Ведь и мозг, и тело юноши отличаются от мозга и тела ребенка или взрослого, соответственно и поведение, и интересы, и информационные и социальные потребности отличаются от детских или взрослых.

Американские библиотеки поняли это достаточно давно. Так, Бруклинская юношеская библиотека в Нью-Йорке открылась ещё в 1823 году — за 75 лет до того, как известный американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл, пионер американской психологической науки и учитель, ввел в обиход понятие «юность».

В 1941 году в структуре Американской библиотечной ассоциации, созданной в 1876 году, появилась Ассоциация библиотекарей, работающих с юношеством (а также с детьми). После масштабной реорганизации 24 июня 1957 года она разделилась на Ассоциацию детских библиотек и Секцию библиотечного обслуживания молодёжи. На протяжении нескольких десятилетий Секция библиотечного обслуживания молодёжи успешно развивалась и расширяла своё влияние в профессиональной библиотечной среде США. В 1992 году Секция была переименована в Ассоциацию библиотечного обслуживания молодёжи (YALSA) и в настоящее время насчитывает 5200 членов. Вместе с новым названием она получила новый статус, новый имидж и новый логотип. Были сформулированы новые концепция и миссия YALSA: разрабатывать библиотечные программы и услуги для молодёжи и быть информационно-методическим центром для всех специалистов, работающих с молодёжью. (Стоит отметить, что в Российской библиотечной ассоциации также имеется секция по библиотечному обслуживанию молодёжи с аналогичными функциями.)

Благодаря усилиям YALSA, почти в каждой американской публичной библиотеке, наряду с детским отделом, выделено специальное пространство («зона»), предназначенное исключительно для молодых читателей. Вопрос об отдельных библиотеках для юношества, молодёжи (как, впрочем, и для детей) пока остро не стоит перед американскими публичными библиотеками, библиотекари-практики лишь присматриваются к такого рода опыту в других странах, в том числе в России.

В Америке задачи и функции публичной библиотеки несколько отличаются от наших. Практика некоторых библиотек США мало совпадают с нашим традиционным представлением о них. Например, в Квинсе, одном из крупнейших округов Нью-Йорка, есть юношеская библиотека, расположенная в большом помещении, где стоит лишь один стеллаж с популярной литературой и журналами, а также не менее 40 компьютеров и студия звукозаписи. Оформлена она в молодежном стиле, библиотекари — молодые афроамериканцы. Основная задача библиотеки — любым способом отвлечь молодёжь от улицы, и в этом ей помогают все: полиция, магазины, фирмы, а также взрослое население этого неспокойного района, где живут, в основном, выходцы из Латинской Америки и афроамериканцы. Она совмещает в себе функции собственно библиотеки, клуба по интересам, «дома культуры», социальной службы — одним словом, это своего рода системообразующий социокультурный центр местного сообщества, созданный самим населением и работающий под его непосредственным контролем и при его активной поддержке.

Российские библиотеки изначально шли иным путем. Первая специализированная библиотека для молодёжи — Московская центральная городская юношеская библиотека им. М. А. Светлова — была открыта в апреле 1941 года. Тогда она называлась «Городская юношеская библиотека № 3». Спустя 25 лет в стране по инициативе Министерства культуры РСФСР, ЦК ВЛКСМ и ЦК профсоюзов была создана Государственная республиканская юношеская библиотека имени 50-летия ВЛКСМ (ныне — Российская государственная библиотека для молодежи), а вслед за ней в различных регионах стали создаваться по аналогичной схеме республиканские, областные, краевые, городские юношеские библиотеки.

В настоящее время у нас начался процесс, отличный от американского: в структуре региональных научных, городских и районных библиотек появляются отдельные молодёжные пространства (т.н. «молодёжные зоны»).

Cool Teen Programs for under $100Итак, возвращаясь к книге «Cool teen programs: for under $ 100», хочется процитировать суждение её составителя Дженин Лиллиан: «Чем меньше становится безопасных мест для подростков, куда бы они могли прийти одни или с друзьями, тем очевиднее становится новая роль библиотекарей, работающих с молодежью. Библиотеки становятся всем известным „третьим местом“ в местном сообществе, а это влечет за собой и перемены в работе библиотекарей. Теперь библиотека позиционирует себя как культурный центр, который готов предложить гораздо больше, чем просто книги; а библиотекари, работающие с молодёжью, разрабатывают программы мероприятий с целью привлечь молодых пользователей в библиотеку, показать, что она им может предложить, вовлечь их в этот процесс развития». А важность программ она видит в том, что «успешная программа для молодёжи значит гораздо больше: она знакомит молодых людей друг с другом, с библиотекой как полифункциональным пространством, с библиотекарями как наставниками».

К числу базовых условий, выполнение которых позволит успешно разработать и реализовать библиотечные программы для молодёжи, справедливо отнесены рациональное планирование библиотекарями, работающими с молодёжью, бюджета программ и успешное продвижение услуг для этой категории пользователей при любом бюджете.

Вот, например, какие советы по эффективному маркетингу, нацеленному на молодёжь, дают авторы книги.

  1. Помните, что молодые люди хотят быть не просто потребителями, но и создателями. Одна из причин, почему молодёжь так любит MySpace, Facebook и другие социальные сети, — возможность создавать контент.
  2. Учитывайте, что для молодёжи важны и нужны перемены. Не поддавайтесь искушению использовать эту стратегию снова и снова, молодые люди всё время хотят видеть что-то новое. Чаще меняйте ваши библиотечные выставки. Сделайте их более привлекательными, «разбавив» книги молодёжной атрибутикой или иллюстрациями, сделанными самими пользователями библиотеки.
  3. Нужно знать свою целевую аудиторию. Привлечь внимание молодых людей постарше скорее получится, если разместить фотографии с недавно прошедшего мероприятия на Flickr. Увидев, как его сверстники весело проводят время в библиотеке, каждый наверняка захочет принять участие в следующем вашем мероприятии.

Мы имеем возможность детально ознакомиться с целым набором программ для молодых людей, учитывающих самые различные виды потребностей той или иной категории.

Программы, по-своему уникальные, основаны на интересных идеях, которые несложно воплотить. Обращает на себя внимание тот факт, что все программы ориентированы не на преодоление негативных явлений в молодёжной среде, чем ещё в значительной мере продолжают заниматься российские библиотеки (и корни этой установки уходят глубоко в советское время борьбы и преодоления), а на реализацию и поддержку позитивных потребностей молодых людей.

И ещё: как правило, деньги на проведение мероприятий берутся не из бюджета библиотеки, а привлекаются со стороны. Библиотекам помогают и фирмы, и торговые компании, и отдельные магазины, и даже рестораны. Идея спонсорской помощи библиотекам развита в США чрезвычайно высоко, потому что в том положительном, что происходит с детьми, подростками, молодёжью в библиотеках, заинтересовано всё население города.

По справедливому мнению американских специалистов, успешная программа для молодёжи знакомит молодых людей друг с другом, с библиотекой как полифункциональным пространством, с библиотекарями как наставниками. В свою очередь и библиотекари узнают от пользователей, с которыми работают, столько же, сколько те от них, и это вдохновляет.

Итак, на какие группы молодёжи рассчитаны программы? Их можно было бы определить так: для умников; для любителей делать что-то своими руками; для начинающих кулинаров; для любителей игр; для любителей сцены; для молодёжи с особыми потребностями; для любителей информационных технологий.

При том, что российские библиотекари располагают русскоязычным переводом «Руководства по библиотечному обслуживанию юношества» IFLA и «Руководством по библиотечному обслуживанию молодёжи для публичных библиотек России» Российской библиотечной ассоциации, думается, чрезвычайно полезным будет ознакомиться также с подходами американских библиотекарей, отражёнными в «Руководстве по библиотечному обслуживанию молодежи в возрасте от 12 до 18 лет», разработанном YALSA еще в 2006 году.

На какие важные суждения, отражённые в данном Руководстве, стоит обратить особое внимание?

  • в обслуживании молодёжи надо учитывать культурные и социально-экономические различия в обществе;
  • для молодёжи нужно выделить пространство и фонды, а также готовить для неё специальные программы;
  • библиотекари должны уважать потребности молодёжи в личном пространстве и беспристрастном отношении к себе;
  • обслуживанием молодёжи должны заниматься подготовленные специалисты;
  • технологии и ресурсы должны быть такими, какими молодые люди привыкли пользоваться в повседневной жизни (и не надо библиотекарям стесняться спрашивать у них совета);
  • при формировании фонда нужно внимательно относиться к потребностям молодёжи, выявлять их, задавая вопросы;
  • помощь в подготовке домашних заданий — одна из главных задач в работе с учащейся молодёжью;
  • важно понимать, что молодых людей часто в целом не интересует информация, которую они запрашивают, она нужна им только для учёбы — здесь и сейчас.

Одним словом, несмотря на то, что книга обращена прежде всего к американским библиотекарям, для нас, россиян, она очень полезна и познавательна. Полезна потому, что предлагает разные варианты работы с молодёжью, которые вполне вписываются в российскую библиотечную практику и соответствуют потребностям нашей молодёжи, а познавательна — потому что позволяет лучше понять позицию, точку зрения американских коллег на место библиотеки в формировании внутренних ценностных установок, личности молодых людей, познакомиться с формами и методами работы с ними, наконец, лучше узнать самих молодых американцев, их образ жизни, их предпочтения и надежды, связанные с библиотеками.

1 Comment on Лучшие библиотечные программы для молодёжи с бюджетом до 100$

  1. Maya Kolgina // 2015-07-06 at 10:17 // Reply

    Отличная книга. Еще раз благодарим Ирину Борисовну и ее команду за такой подарок. Уже активно используем эту книгу в работе.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*