Путешествие из Москвы в Ангулем. Часть 2

Александр КУНИН

 

Первая половина мая в Москве — традиционное время комиксов. Уже 14 лет подряд в начале месяца в столице нашей родины проходит Международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия». Подобные фестивали проходят по всему миру, собирая сотни тысяч посетителей. Крупнейшим европейским фестивалем рисованных историй по праву считается Международный фестиваль в Ангулеме (Франция), который проходит ежегодно в конце января — начале февраля. В 2015 году состоялась его 42-я сессия.

 

Центр города располагается на вершине горы. С одной стороны, у подножья, находится железнодорожный вокзал, откуда обычно и начинается путешествие гостей по фестивалю, а с другой — расположен Музей комиксов. Центральную часть городского центра пронзает улица Эрже, переходящая в улицу Госинни. Как вы заметили, они носят имена культовых комиксистов, первый — автор «Приключений Тинтина», второй – один из авторов «Астерикса». Вдоль этих улиц расположены основные фестивальные павильоны.
В отличие от американских комикс-конвентов, где ярмарка и косплей (костюмированное шоу персонажей комиксов) являются основными элементами программы, на европейских фестивалях в основе всего — образовательный и просветительский контекст.

Структурно фестиваль делится на несколько тематических блоков: музейные экспозиции, познавательные проекты, отчётные выставки, ярмарочная зона, конкурсы.
В 2015 году было представлено шесть больших выставок: экспозиция, посвящённая жизни и творчеству Билла Уоттерсона, лауреата Гран-При Ангулема 2014 года, знаменитого в России своими комиксами про Кальвина и Хоббса. В том же павильоне демонстрировалась выставка, посвящённая одному из лучших европейских сценаристов Фабьену Нури. Грандиозная выставка, посвящённая журналу «Шарли эбдо», разместилась в основном зале Музея. Экспозиция отсылает нас к трагически известному январскому событию, потрясшему весь цивилизованный мир. Авторы выставки показали путь развития политической карикатуры в Европе, творческую специфику погибших художников и специфику развития самого издания.

Другие три выставки были связаны с отдельными яркими персоналиями. В завершение «Года Муми-троллей» в Музее представили выставку «Волшебный мир Муми». В американском павильоне расположилась большая экспозиция, посвящённая творчеству американского комиксиста Джека Кирби, с чьим именем связано создание таких персонажей, как Халк, Капитан Америка, герои Фантастической Четвёрки, Люди Икс и др. А в «Корабле Мёбиуса» (так называется одно из зданий Центра комиксов в Ангулеме) разместилась экспозиция работ культового японского автора Жиро Танигучи.

Каждая из этих выставок по своей структуре напоминает литературный музей. Перед нами разворачивается целая жизнь: оригинальные предметы быта, документы, фотографии из личных архивов, подлинные экземпляры изданий, черновики рукописей, наброски, документальные фильмы.

Что касается познавательных проектов, то их — несчётное количество. Назову лишь самые интересные. Во внутреннем дворе замка, принадлежащем местной мэрии, установлен павильон «Маленькая Азия», в котором в 2015 году прошла выставка комиксов из Тайваня под названием «Иностранцы в Формоза» (старое название острова Тайвань). Её основу составили оригинальные комиксы в разных жанрах, посвящённые четырём столетиям иностранного присутствия на острове Тайвань. А на пути к основным ярмарочным пространствам был расположен «Китайский павильон», где широко были представлены комиксы из Китая.

К отчётным выставкам можно отнести экспозиции в Доме автора и павильоне «Молодые таланты».

Как и выставки, ярмарочная программа также разбита по темам и задачам. Павильон «Мир бабблов» — самый большой. Здесь представлены стенды всех крупных издательств Франции. Торговля новинками и автограф-сессии звёзд европейских рисованных историй — основная активность площадки. Павильон «Новый мир» посвящён исключительно небольшим издательствам и творческим коллективам Европы. Здесь, наряду с французскими издательствами, можно найти стенды финского, шведского, норвежского, датского, польского комикса. Здесь же расположена малая сцена, на которой проходят встречи и обсуждения, посвящённые различным специфическим темам, связанным с современными проблемами развития индустрии рисованных историй в Европе. Но для истинных поклонников девятого искусства самый лакомый кусок — павильон «Пара-БД». В этом «околокомиксном» пространстве можно приобрести по-настоящему редкие и коллекционные предметы: фигурки, оригинальные страницы комиксов и автографы известнейших авторов, редкие выпуски и т.д.

Конечно же, на фестивале проводится множество конкурсов. Специальное жюри выбирает лауреата Гран-при Ангулема — премии, вручаемой за вклад в комиксное искусство. В 2015 году Гран-при достался японцу Катсухиро Отомо (Katsuhiro Otomo), которого выбрали из более чем трёх с половиной тысяч претендентов со всего мира, а в числе его «конкурентов» был легендарный Алан Мур и и французский художник Эрманн, который бывал у нас в Комикс-центре РГБМ пару лет назад.

Другое знаковое явление фестиваля — Официальный выбор Ангулема. Это список изданий, вышедших за последнее время во Франции. В дни фестиваля экспозицию с книгами «Официального выбора» можно увидеть буквально в любом книжном магазине Франции. Что и не удивительно, ведь эту номинацию поддерживает крупнейшая книготорговая сеть страны Fnac.

Конечно, в рамках небольшой газетной колонки невозможно рассказать о всех примечательных событиях фестиваля. Но если вы заинтересовались этим фантастическим событием, то следует помнить: квартирный вопрос — самый главный при планировании поездки на фестиваль. Жильё участники резервируют чуть ли не за год до поездки. И если вы успешно решили для себя этот вопрос, то неделя подлинного удовольствия вам гарантирована.

Ну, а пока мы переключимся на главное московское событие — Международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия», который проходит в эти майские дни (1—12 мая) на территории Центра дизайна ArtPlay. В залах РГБМ будет размещена специальная выставка фестиваля. Но об этом — в другой раз.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*