Государственная молодёжная политика: Австрийская республика. Часть 2

Ольга КУЗЬМИНА

www.bjv.at

 

Поговорим теперь собственно о молодёжной политике Австрийской Республики. Точных возрастных границ категории «молодёжь» («юношество») не существует ни в научном дискурсе, ни в правовой системе Австрии, которая даёт различные определения возраста детей, подростков и молодёжи. Ребёнком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка ООН признаётся лицо, не достигшее возраста 18 лет (молодые люди в Австрии становятся полностью правоспособными по достижению 18 лет). Но в ряде нормативных документов, а также стратегии молодёжной политики используются термины «подростки» (с 14 до 18) и «молодые взрослые» (с 18 до 30 лет).

 

Законодательную основу молодёжной политики Австрии составляют следующие нормативные акты:

Федеральный закон о поддержке молодёжи (Федеральный закон о поощрении внешкольного образования молодёжи и молодёжной работы). Цель данного Закона — всесторонняя (в том числе финансовая) поддержка мер внешкольного образования молодёжи и работы с молодёжью, в частности развитие духовных, умственных, физических, социальных, политических, религиозных и этических навыков детей и подростков (относительно возраста: молодёжь до 30 лет включительно).

На сайте министерства существует специальный раздел, посвящённый процедуре подачи заявок на финансирование. После соответствующей экспертизы отбираются проекты, допущенные к конкурсу. Раздел содержит методические рекомендации и требования к заявкам. В 2012 — 2014 годах в соответствии с § 2, пункта 2 «Руководящих принципов для развития внешкольного образования молодёжи и работы с молодёжью» действовали следующие приоритеты для финансирования:

— Профессиональная ориентация. В центре внимания должны находиться специальности, на которые спрос в ближайшие годы будет расти. Кроме того, программы профессиональной ориентации должны учитывать демографические изменения и тенденции развития технического прогресса с тем, чтобы молодые люди получали специальности, востребованные на рынке труда, и имели возможность сделать карьеру.

— Мирное сосуществование, предотвращение насилия, интеграция. Цель этих проектов — налаживание конструктивного диалога между молодыми людьми разных культур, с разными системами ценностей для предотвращения насилия и дискриминации.

— Участие и различные новые формы участия. Это проекты, направленные на вовлечение молодёжи в процесс принятия решений, способствующих развитию общества и демократии.

Важно отметить, что средства, выделяемые землями и муниципалитетами на реализацию проектов, намного превышают федеральное финансирование.

Федеральный закон о молодёжном представительстве. В соответствии с этим законом Австрийский национальный Совет молодёжи (Österreichische Bundesjugendvertretung) является официальным представительным органом для детских и молодёжных организаций. Он консультирует государство по вопросам, касающимся молодёжи, организует проекты и кампании по текущим вопросам, имеющим отношение к молодёжи, и т.д. В настоящее время в BJV входят 52 организации (около 1,5 миллионов молодых людей), а также молодёжные консультативные советы федеральных земель Австрии.

Федеральный закон о молодёжном благополучии. Направлен на обеспечение защиты детей и материнства. В частности, соответствующие государственные учреждения могут вмешиваться в семейные отношения только в случае, когда действия родителей или опекунов объективно ставят под угрозу благосостояние ребёнка (случаи физического насилия или действий, вызывающих эмоциональные страдания). При этом объектом воздействия становятся не только ребёнок, но и его родители (опекуны). Основные усилия направлены на сохранение семейных связей. Цель — после принятия необходимых мер, корректирующих ситуацию, семья должна быть сохранена, потому что она лучшее место для ребенка.

Федеральный закон о праве участвовать в выборах. Предоставляет право молодым людям, достигшим 16 лет, голосовать на муниципальном, региональном, национальном и европейском уровнях. Во всех федеральных землях также существуют законы о молодёжи, определяющие и структурирующие полномочия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Законы о защите молодёжи. Они защищают молодых людей от рисков для их физического, умственного и духовного развития, а также воспитывают готовность отвечать за себя. Также в них содержатся нормы, определяющие границы и меру ответственности родителей (опекунов).

В Австрийской Республике нет единого закона о защите молодёжи. Каждая земля имеет собственный закон, обязательный для проживающих на данной территории. Санкции за нарушения — от штрафов до тюремного заключения (объект-родители или опекуны). Следует отметить, что законы о защите молодёжи земель Штирия, Каринтия, Зальцбург, Тироль и Форарльберг разделяют общее понятие «молодёжь» на детей (лиц, не достигших 14 лет) и собственно «молодёжь» (с 14 до 18), а в законе Верхней Австрии определение «дети» отсутствует. Законы о защите молодёжи земель Бургенланд, Нижняя Австрия и Вена используют определение «молодой человек». В ряде земель молодые люди, не достигшие полных 18 лет, но успевшие вступить в брак или проходящие военную или альтернативную службу, считаются взрослыми.

Федеральное министерство семьи и молодёжи работает над тем, чтобы стандартизировать меры защиты несовершеннолетних. Пока на основании запросов молодёжных организаций, с точки зрения которых подобные расхождения нарушают права молодёжи (например, подростки, достигшие 14 лет, в Нижней Австрии могут находиться на улице до часа ночи, а их ровесники в Штирии в 23 часа должны быть дома), положения законов о защите молодёжи стандартизированы в Вене, Нижней Австрии и Бургенланде. Более подробную информацию о содержании законов о защите молодёжи (а также о правах и ответственности молодых людей) можно получить на странице государственного справочного портала в разделе «Молодёжь».

За реализацию молодёжной политики на федеральном уровне отвечает несколько департаментов министерства. Департаменты работают в тесном контакте с другими государственными федеральными ведомствами и представителями органов власти всех 9 федеральных земель. В соответствии с Конституцией Австрийской Республики, в каждой из них созданы и действуют государственные молодёжные консультативные советы, состав и обязанности которых регулируются законами соответствующих федеральных земель.

Второй по значимости после федерального министерства организацией, активно принимающей участие в формировании и реализации молодёжной политики, является Национальный совет молодёжи (BJV) — www.bjv.at. В нынешнем виде существует с 2001 года. Его предшественником был Федеральный совет по делам молодёжи (ÖBJR), созданный в 1953 году как организация, представляющая интересы детей и молодёжи. При его поддержке были открыты специальные курсы по подготовке специалистов по работе с молодёжью (www.aufzaq.at). Кроме того, для поддержки специалистов в области неформального образования (по работе с молодёжью) была создана Общенациональная сеть Open. Кроме организации и координирования массовой молодёжной работы в Австрии, здесь занимаются профессиональным обучением, повышением квалификации, консультированием специалистов и продвижением передового опыта в области молодёжной работы.

Поддержку организации гражданского образования и образования в области прав человека оказывает Полис-центр. Поддерживается Федеральным министерством образования и женщин.

Проблемами межкультурного образования (диалога) занимается Межкультурный центр, действующий уже более 25 лет.

Работа с молодёжью включает широкий и разнообразный спектр услуг и мероприятий. Центральное место в работе всех субъектов государственной молодёжной политики занимает неформальное, внешкольное образование. Базовым принципом организации внешкольного образования является положение о том, что участие в процессе является добровольным, никого нельзя обязать в нем участвовать. Цель — помочь молодым людям справиться с различными проблемами на данном возрастном этапе их жизни, но главное — научить самостоятельно принимать решения с учетом собственных способностей и компетенций. Согласно Федеральному закону о содействии молодёжи внешкольная работа является важным дополнением к услугам, предоставляемым семьями, возможностями общего и профессионального образования и молодёжными социальными службами. Местные власти финансируют некоторые внеклассные структуры — молодёжные клубы, центры, социальные службы и т.п. В этом контексте внеклассная молодёжная работа является важным дополнением к работе, которая проводится в семьях и образовательных учреждениях. Самая многочисленная целевая группа — молодые люди от 13 до 18 лет. Часть услуг и мероприятий адресована «молодым взрослым» — до 26—30 лет и детям от 6 до 12 лет.

Основные направления работы с молодёжью определяет Стратегия молодёжной политики Австрийской Республики. В её основе лежат несколько основополагающих (рамочных) целей, соответствующих ключевым положениям «Стратегии ЕС Молодёжь 2010-2018». Это обеспечение трудовой занятости и доступность образования; обеспечение молодёжного участия и социальная интеграция; обеспечение качества жизни (скоординированные меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, доступность услуг здравоохранения); развитие творческого потенциала молодёжи, (её вклад в культуру); равные возможности (отсутствие дискриминации по любому признаку).

Справка: термин «участие» впервые появился в резолюции II Всемирной конференции министров, отвечающих за молодёжь (Страсбург, 1988 г.). Участие — это больше чем участие в деятельности организаций и принятии решений. Участие — это образец того, как жить в демократическом обществе; оно имеет отношение к работе, жилью, досугу, образованию и общественным отношениям.

Но поскольку мир меняется стремительно, стратегия постоянно актуализируется (в части постановки задач, решение которых необходимо для достижения целей). Для этого Министерством инициируются различные исследования положения молодёжи (в том числе, ежегодные молодёжные мониторинги), проводятся интерактивные опросы молодых людей, обеспечивающие их участие в определении актуальных направлений реализации молодёжной политики (не «политика для», а «политика вместе»). В 2012-2013 гг. Министерством был запущен новый проект — «Молодёжный скрининг», цель которого не только обозначить проблемы, которые требуют решения, но и оценить качество работы структур, ответственных за реализацию соответствующих планов действий, направленных на решение данных проблем. Кроме того, с 1 января 2013 года (вместе с новыми бюджетными правилами) начала действовать процедура «молодёжной проверки», направленная на оценку эффективности нормативных положений всех новых законов, которые затрагивают интересы молодёжи. Проблемы и их причины анализируются, затем формулируются цели и меры, направленные на их решение. Для каждой позиции определяется показатель эффективности, который потом сравнивается с достигнутым результатом. Эта процедура позволяет рационально расходовать финансовые ресурсы, направляемые на поддержку молодёжи, а также оптимально планировать дальнейшую деятельность государственных органов, направленную на достижение устойчивого развития государства. Принципы финансового управления, ориентированного на результаты достижения поставленных целей, закреплены в Конституции Австрийской Республики (прозрачность, эффективность, четкое представление о возможностях федерального бюджета).

Вот некоторые из проектов, которые в рамках реализации молодёжной стратегии поддерживаются Федеральным министерством совместно с другими министерствами и организациями сегодня. В целях социальной интеграции и развития творческого потенциала — проект Сетевое добровольчество (в 2012 году был принят Федеральный закон о добровольческой деятельности, признавший важность этой общественно-полезной деятельности); Фестиваль национального хорового пения (первый прошёл в 1948 году, сейчас проводится раз в три года); Национальный конкурс ораторского искусства — Bundes-Jugendredewettbewerb (проходит с 1952 года). В целях поддержки гендерного равноправия и содействия трудоустройству — проект «День девушек» и «День юношей» направлен на преодоление стереотипов относительно «типично женских» и «типично мужских» профессий. Девушек стимулируют к освоению технических специальностей (проект адресован девушкам, получившим техническое образование, но работающим вне своей специальности), а юношей — к работе в социальной сфере (адресован школьникам, которые ищут сезонную работу). «День девочек» поддерживается Федеральным министерством семьи и молодёжи совместно с Федеральным министерством образования и женщин; «День мальчиков» — Федеральным министерством труда, социальных дел и защиты прав потребителей.

Одно из важнейших направлений деятельности министерства — информационное обеспечение молодёжной политики. Молодёжная информация — это любая информация по всем проблемам, предназначенная в первую очередь молодым людям от 13 до 30 лет, а также информация для внешкольных молодёжных работников, учителей / учащихся, родителей и других лиц. Действует сеть молодёжных информационных центров, молодёжных СМИ. Поскольку использование возможностей информационно-коммуникативных технологий и сетевое взаимодействие способствуют вовлечению молодёжи в общественные процессы, для поддержки данного направления широко используются возможности средств массовой коммуникации, в т.ч. интернета. Интернет ресурсы адресованы как самой молодёжи, так и работающим с ней специалистам. Самым важным, аккумулирующим другие национальные и международные специализированные ресурсы, адресованные молодёжи, является Австрийская национальная информационная молодёжная сеть (создана и поддерживается министерством). Объединяет информационные ресурсы всех уровней: региональные (департаментов молодёжи всех земель); национальные (Министерства экономики, семьи и молодёжи и др. федеральных властных структур) и международные (организаций и молодёжных программ Евросоюза). Целевая аудитория — подростки и молодые люди в возрасте от 13 до 30 лет, а также специалисты, работающие с молодёжью в рамках системы внешкольного образования, преподаватели, родители и другие взрослые, интересующиеся молодёжными проблемами. Круг проблем, которые помогают решить, широк: поиск работы на лето, путешествия, опыт работы за границей, денежные вопросы, досуг (спорт, музыка, творческие увлечения).

Второй по значимости — Австрийский молодёжный портал (создан и поддерживается австрийской национальной молодёжной сетью по поручению министерства). Предоставляет информационную и консультативную помощь по всем проблемам молодёжи. Ориентирован на молодых людей от 12 до 26 лет, проживающих в Австрии. Содержит ответы на (почти) все вопросы, которые касаются жизни молодых людей в Австрии.

Большой объём информации, полезной для молодежи, содержится на справочном портале правительства Австрийской республики. Молодёжная информация представлена в нескольких разделах: Образование; Семейные отношения; Помощь инвалидам детства; но основной раздел, предназначенный молодёжи, так и называется — Молодёжь. Все тексты обращены непосредственно к молодым людям, подросткам. Темы: выбор профессии; гендерное равенство; образование; права и ответственность молодёжи; досуг и путешествия и многое другое. В каждом подразделе есть ссылки на сайты (в том числе соответствующих органов государственного управления) и документы, представляющие интерес для молодых людей по данной теме и помогающие принять решение.

Некоторые другие ресурсы:
Адвокат для детей и молодёжи. Сайт содержит правовую информацию: можно узнать о своих правах, получить консультацию; приведена контактная информация по всем землям, даны координаты юристов, уполномоченных оказывать помощь. Здесь дети и молодые люди могут быстро и без бюрократических проволочек получить необходимую помощь и поддержку в трудной ситуации конфиденциально и бесплатно. Кроме того, специалисты оказывают заинтересованным организациям помощь в проведении информационных сессий, организуют семинары и принимают участие в реализации проектов;

— Совет на проводе — помощь детям, подросткам, их родителям и опекунам. Номер службы экстренной помощи — 147 — доступен на всей территории Австрии без префикса, анонимно, круглосуточно и бесплатно. Существует более 20 лет, около 4 млн. обращений в год, до 600 консультаций ежедневно. В команде консультантов есть психологи, психотерапевты, социальные работники, адвокаты;

Насилие в семье: информация для детей и молодёжи. Сайт адресован детям и подросткам. Здесь в доступной форме рассказывается о том, какие действия взрослых квалифицируются как семейное насилие (можно пройти онлайн тестирование, чтобы определиться, есть ли насилие в моей семье – поскольку дети не всегда могут правильно оценить действия взрослых), как нужно себя вести, кто может помочь самому ребенку и где помогут родителям и, что очень важно, как ребенок может помочь другим, попавшим в такую ситуацию. Приведена адресная информация — телефон доверия, горячая линия для жертв насилия, федеральная служба «Адвокат для детей и молодёжи», адреса и телефоны центров по защите детей;

Лобби для детей – неправительственная организация, объединяющая различных специалистов, которые исследуют положение детей в Австрии и предлагают различные решения современных проблем. Основной контент — Библиотека статей и исследований;

Сайт Австрийской службы занятости (AMS) — информация о занятости, заработной плате, образовании и профессиональной подготовке и главное — приложение Компас карьеры AMS.

Министерство уделяет большое внимание обеспечению медиабезопасности детей и молодёжи, а также продвижению медиаграмотности и воспитанию вдумчивого и критического подхода к предлагаемой информации. Данное направление рассчитано как на детей, так и на родителей. Совместно с «Федеральным ведомством по оценке компьютерных и консольных игр» (BuPP) предоставляет родителям и другим лицам, которые покупают игры для своих детей, руководство по выбору «правильной» игры (рекомендации опубликованы на сайте BuPP ). «Правильная игра», по мнению BuPP, это игра образовательная, способствующая развитию полезных навыков, таких как реакция, координация глаз-рука, планирование, логика, пространственное понимание и ориентация и т.д. Кроме того, BuPP рекомендует использовать информацию, приведенную на сайте PEGI (PEGI — аббревиатура «Общеевропейская информация об игре»). Это первая общеевропейская возрастная рейтинговая система компьютерных и видеоигр. Здесь представлена разработанная PEGI специальная маркировка, содержащая информацию о безопасности конкретной игры для определенной возрастной группы (именно пригодность игры, а не уровень сложности). Деятельность PEGI как один из элементов обеспечения защиты детей и молодёжи от вредного контента поддерживается Еврокомиссией.

В части обеспечения интернет — безопасности (включая мобильные телефоны), министерство работает в сотрудничестве с Австрийским информационно-координационным центром, который оказывает помощь интернет — пользователям, в особенности детям, подросткам, родителям и учителям. Он консультирует, предупреждает о возможных рисках, но также подчеркивает положительные возможности использования Интернета, мобильных телефонов и компьютерных игр. Работает в тесном сотрудничестве со всеми австрийскими проектами в области обеспечения безопасности Интернета и европейской системой обеспечения безопасности сети Интернет. Поддерживается австрийским Институтом прикладной Телекоммуникации и связи совместно с Ассоциацией интернет-провайдеров Австрии. Финансирование осуществляется через программу обеспечения безопасности Интернета Европейской комиссии, ведомством Федерального канцлера Австрийской Республики, федеральными министерствами и бизнес-спонсорами.

Австрийская инициатива. Является партнером предыдущего проекта. Она предоставляет информацию и координирует работу по обеспечению безопасного использования Интернета от имени Комиссии ЕС и государственного сектора.

Аналогичные усилия принимаются федеральным министерством и в отношении кинопродукции. Законы о защите молодёжи запрещают к просмотру фильмы, содержащие пропаганду насилия, жестокости; демонстрацию и пропаганду дискриминации людей из-за их расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, религиозных убеждений или физических и психических недостатков; содержащие сцены унижения человеческого достоинства, сексуального насилия, порнографии. Комиссия по молодёжным средствам массовой информации Федерального министерства образования и женщин составляет рейтинг художественных фильмов с рекомендациями о целесообразности просмотра молодыми людьми соответствующего возраста и несет юридическую ответственность за эти рекомендации. Кроме того, на сайте министерства размещена база данных, включающая информацию о кино, видео / DVD или ТВ фильмах, которая содержит сведения, а также возрастные рекомендации о фильмах начиная с 2000 года. Ежегодно туда добавляется около 400 фильмов. Для поступающих в продажу и аренду видео и DVD-дисков особой маркировки законодательно не предусмотрено (нет и законодательно установленной европейской системы маркировки), тем не менее фактически на всех видео и DVD дисках стоит метка «добровольного саморегулирования киноиндустрии». Организация Freiwillige Selbstkontrolle der Filmwirtschaft (FSK) (Cаморегулирование в киноиндустрии) существует с 1949 года. Ее основная функция — добровольное тестирование фильмов и дисков, предназначенных к публичному показу и распространению. Кроме того, организация сертифицирует фильмы, предназначенные для просмотра детьми, подростками и молодыми людьми в целях защиты последних от опасного контента. В деятельности FSK принимают участие 16 европейских государств. Они участвуют в принятии соответствующих решений, направленных на защиту несовершеннолетних.

Что касается телевидения, то с 1 января 1999 г. в соответствии с директивой ЕС ответственность за просмотр передач детьми и подростками с 20 часов 15 минут несут родители и опекуны. Для идентификации передач фильмов и телесериалов в программах, а также в правом верхнем углу экрана используются две метки: «не для детей» и «только для взрослых».

Основой для развития молодёжной политики служит научно-исследовательская работа, инициируемая министерством. Молодёжные исследования помогают определить современные вызовы и решать проблемы молодёжи своевременно и эффективно. «Доклады о положении молодёжи в Австрии» представляются во все законодательные органы парламента. Важной частью этой деятельности является регулярный мониторинг положения молодёжи. Для этого проводятся опросы 800 молодых людей разных возрастных групп от 14 до 24 лет, включающие следующие темы: планы на будущее; личные карьерные устремления; мобильность; экономическое положение; участие в общественной и политической жизни; защита молодёжи. Кроме того, министерством издаются в серии «Молодёжная политика» различные материалы: результаты молодёжных исследований, экспертные заключения и т.п. На сайте министерства существует служба заказов, где можно заказать необходимые материалы или загрузить отдельные публикации в формате PDF.

Международное сотрудничество в области молодёжной политики организовано в рамках специальной программы «Структурированный диалог». Для ее реализации была создана национальная рабочая группа, состоящая из представителей Федерального совета по делам молодёжи, Национального агентства программы ЕС «Молодёжь в действии», Национальной сети молодёжной работы Open, Австрийского молодёжного информационного портала, Департамента молодёжной политики и Департамента международной молодёжной и семейной политики Федерального министерства семьи и молодёжи, а также представителя Австрии в молодёжных организациях ЕС. Она обеспечивает участие всех заинтересованных сторон (в первую очередь — молодёжи) в формировании молодёжной политики Евросоюза, в том числе используя инструменты сетевого взаимодействия (Eurodesk-Европейская сеть по распространению информации для молодёжи и молодёжных работников, ERYICA — Европейское молодёжное информационное и консультационное агентство, YFJ Европейский молодёжный форум — платформа молодёжных организаций в Европе).

В целом сегодняшняя молодёжная политика Австрийской республики стала более динамичной, оставаясь по содержанию протективной, направленной на охрану и поддержку молодёжи как уязвимой социальной группы. Наметившаяся в предыдущий период тенденция перехода к локальным целевым проектам нашла отражение в подходах к организации обеспечения реализации молодёжной политики на федеральном уровне. Кроме того, следует отметить возросший уровень интеграции в сфере молодёжной политики с учреждениями и организациями Европейского Союза, что в целом позитивно и вполне оправданно, поскольку реалии современной жизни — миграционная свобода, признание положений стратегии непрерывного образования ЕС, а также необходимость адекватно реагировать на вызовы глобальной экономики, требуют соответствующих знаний, компетенций и иного уровня информированности и не могут не влиять на модель позитивной социализации молодых людей.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*