Африканские библиотеки для молодёжи: истории успеха

Мария АЛЕКСЕЕВА, Ирина СОКОЛОВА

 

В 2015 году ежегодная конференция Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA) прошла в ЮАР. На конференции было представлено много докладов об африканских библиотеках, и слушатели получили уникальную возможность познакомиться с методиками работы библиотек этого континента. Для наших читателей мы подготовили небольшой обзор нескольких докладов об африканских библиотеках.

 
В Тропической Африке библиотеки не только играют исключительно важную роль в борьбе с бедностью и необразованностью населения, но и стремятся обогащать жизнь детей и молодёжи, особенно тех, кто не ходит в школу. Библиотеки этого региона служат безопасными убежищами для молодых, предлагают образовательные программы и психологическую поддержку, создают условия для самовыражения. В разных странах работают разные библиотечные проекты, направленные на молодых пользователей, причём значительная часть из них осуществляется в партнёрстве с другими организациями. Взаимовыгодные партнёрства с государственными и частными организациями помогают создавать новые программы и услуги и обогащают библиотеку ресурсами. Библиотеки сотрудничают с местными предпринимателями и общественными деятелями, организациями, работающими в сфере искусств, здравоохранения или компьютерных технологий.

Открытие библиотеки Нгверере, Замбия

Открытие библиотеки Нгверере, Замбия

 
В Замбии библиотечный проект «Лубуто» разработан совместно с университетом и направлен на улучшение библиотечного обслуживания детей и молодёжи, а эта группа составляет 70% населения страны. Благодаря проекту студенты отделения библиотечных и информационных наук учатся обслуживанию детей и молодёжи. В рамках проекта осуществляется целый ряд программ: Лубуто-Наставничество (психологическая поддержка молодёжи, привитие духовных ценностей и полезных умений), Лубуто-Искусство (просвещение в области визуального искусства), Лубуто-Драма (постановка спектаклей по библиотечным книжкам), Лубуто-Истории (ежедневное чтение вслух), Лубуто-Ноутбуки (обучение пользованию компьютером), Лубуто-Грамотность (обучение грамоте с помощью компьютера), Лубуто-Кино (показы фильмов), Лубуто-Ритмы (музыка). В разработке находятся и другие программы: Лубуто-Здоровье (здоровье и защита от ВИЧ), Лубуто-Малыши (раннее образование), Лубуто-Права (юридическое и социальное просвещение), а также программы, посвящённые природе и окружающей среде, математике и естественным наукам, чтению поэзии и рассказыванию историй. Кроме того, проект «Лубуто» в сотрудничестве с местными издательствами поддерживает сохранение и создание детской литературы на местных языках. Изданные книги продаются в небольших лавочках при библиотеках.

Важность партнёрства для работы библиотек признаётся и в Бенине. В медиатеке Французского института Бенина, для которой приоритетной аудиторией уже несколько лет являются дети и молодёжь, считают, что развлечение — важнейшая функция библиотеки, необходимая для того, чтобы привлекать и удерживать пользователей. Однако организация развлекательных мероприятий требует от библиотекарей умений и качеств, которых у них может не быть. Поэтому иногда приходится прибегать к помощи специалистов извне посредством партнёрских отношений.

Совместно с городскими школами медиатека Французского института разработала программу коллективной записи в библиотеку: библиотекари устраивают «вылазки» в школы, сопровождающиеся презентацией фонда и услуг медиатеки, и выдают ученикам читательские билеты по упрощённой процедуре. Медиатека подчёркивает важность сотрудничества со школами и необходимость «выходить из стен библиотеки», чтобы приводить туда молодёжь.

Мастер-класс по видеоиграм в медиатеке

Мастер-класс по видеоиграм в медиатеке

 
Медиатека также сотрудничает с ассоциацией Afrigamers, члены которой уже несколько лет организуют клубы в школах города Котону (финансовой столицы Бенина), где ребята учатся играть в видеоигры и соревнуются друг с другом. Идея видеоигр в медиатеке продиктована необходимостью предлагать новаторские услуги, чтобы привлечь посетителей, которые не ходят в библиотеку или перестали в неё ходить — особенно это касается молодёжи. Основная цель мастер-классов во Французском институте — научить молодёжь играть вместе и находить в играх ценности и принципы, которые могут быть полезны в повседневной жизни. Медиатека Французского института рекомендует всем библиотекам предлагать своим посетителям видеоигры и устраивать мастер-классы и просветительские курсы не только для детей и подростков, но и для их родителей, которые не понимают, для чего их детям играть в библиотеке.

С 23 апреля 2014 года по 22 апреля 2015 года нигерийский город Порт-Харкорт был Всемирной книжной столицей (проект ЮНЕСКО). Проводившиеся в течение года мероприятия привлекли как непосредственных участников книжной индустрии (писателей, издателей, продавцов, библиотекарей, читателей), так и общественность. Было проведено множество встреч с писателями, знаменитостями и общественными деятелями, занятий по чтению для детей, телепередач, посвящённых книгам, сборов книг для библиотек. Главной целью было предоставить молодым людям доступ к большему количеству книг и библиотек и сделать так, чтобы они снова начали читать. Стоит отметить, что Нигерия считается страной с самым большим в мире количеством детей, не посещающих школу (10,5 млн.). Прошедшие мероприятия повысили интерес к книге и сформировали у молодёжи привычку читать.

Чтение вслух в библиотеке Масифумелеле

Чтение вслух в библиотеке Масифумелеле

 
В библиотеках ЮАР активно действуют программы раннего образования, гендерные проекты, инициативы по борьбе с ВИЧ/СПИД, а также, как и везде в мире, образовательные и развлекательные программы, призванные привлечь детей и молодёжь в библиотеку. Например, в библиотеке городка Масифумелеле проводятся занятия по компьютерной грамотности, работает книжный клуб, клуб для девочек, где устраиваются дискуссии, мастер-классы, экскурсии. Разрабатывая социальные программы, библиотека Масифумелеле использует инклюзивный подход: предпочтение не отдаётся самым умным и старательным. Образование, поощрение и поддержка — людям всех возрастов, способностей и склонностей. Как говорится в докладе этой библиотеки: «Мы сажаем семена перемен, и каждый человек может сам выращивать эти семена, чтобы перемены происходили там, где ему это необходимо». «Библиотека, — утверждают коллеги из ЮАР, — это живой организм, над ней нужно постоянно работать, чтобы поддерживать в ней жизнь. Библиотекари должны всегда мечтать о большем и никогда не сдаваться».

 
Источник: library.ifla.org

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*